8 минут назад, disko_je сказал:надо смотреть статистику.. но в какой то степени трезвый человек живет в более узких рамках чем не трезвый..
ИИ говорит что они так сказать ноздря в ноздрю идут - офисные работники, и творцы )
Это сложный вопрос, так как достоверной и однозначной статистики, которая бы прямо сравнивала распространенность зависимостей исключительно между этими двумя группами, нет. Однако можно описать известные факторы риска и закономерности в обеих средах.
Важно избегать стереотипов: зависимость — это заболевание, которое может затронуть любую социальную или профессиональную группу.
Вот сравнительный анализ, основанный на исследованиях и наблюдениях:
Среда офисных работников (корпоративная среда)
Факторы риска:
-
Высокий уровень стресса: Давление сроков, KPI, многозадачность, страх увольнения.
-
Культура «социального drinking’а»: Алкоголь часто является частью корпоративных мероприятий, встреч с клиентами, способом «нетворкинга». Это может плавно перейти в привычку.
-
Сидячая, рутинная работа: Может приводить к эмоциональному выгоранию, скуке, поиску способов «встряски» или расслабления.
-
Доступность: Финансовая возможность регулярно покупать алкоголь.
Характерные зависимости: Чаще — алкоголизм (включая «бытовое» регулярное употребление), а также злоупотребление рецептурными препаратами (транквилизаторы, стимуляторы) для борьбы со стрессом или бессонницей. Употребление «клубных» наркотиков (кок*ин, стимуляторы) иногда встречается в среде высокооплачиваемых финансистов, топ-менеджеров как часть определенного образа жизни или для поддержания работоспособности.
Среда творческих профессий (артисты, музыканты, художники, писатели)
Факторы риска:
-
Нерегулярный доход и нестабильность: Постоянная тревога о будущем, финансовые трудности.
-
Специфика индустрии: В некоторых субкультурах (особенно в музыке) употребление психоактивных веществ исторически было частью образа жизни, способом «вписаться в среду».
-
Миф о «порочном творце»: Существует опасный стереотип, что вещества «раскрывают потенциал», помогают преодолеть творческий блок или являются неотъемлемой частью вдохновения.
-
Эмоциональная неустойчивость: Работа часто связана с глубоким проживанием эмоций, что может приводить к поиску способов «отключиться» или, наоборот, «найти нужную волну».
Характерные зависимости: Более широкий спектр — от алкоголя до наркотиков (стимуляторы, галлюциногены, опиаты). Зависимости здесь часто более заметны и становятся частью публичного имиджа (что не значит, что они более распространены).
Что говорят исследования?
-
Исследования часто указывают на высокий уровень употребления психоактивных веществ в сфере общественного питания, искусства, развлечений и медиа, а также в некоторых высокострессовых корпоративных job-ах (например, финансы, юриспруденция).
-
В 2022 году Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC) в отчете отмечало, что наибольший риск расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, наблюдается среди профессий с высоким уровнем стресса, легким доступом к веществам и культурой, допускающей их употребление. Под это описание попадают и некоторые офисные, и многие творческие профессии.
Ключевые выводы:
-
Не «больше/меньше», а «по-разному». В обеих средах высокий уровень стресса, но природа стресса и культурный контекст употребления веществ различаются.
-
Культурные нормы: В офисной среде более социально приемлем алкоголь, в то время как в некоторых творческих кругах исторически может быть более толерантное отношение к наркотикам.
-
Доступ и тип веществ: Офисные работники чаще имеют доступ к легальным веществам (алкоголь, рецептурные препараты), в то время как в творческой среде может быть более широкий эксперимент с нелегальными психоактивными веществами.
-
Видимость: Проблемы творческих людей, особенно знаменитостей, чаще выносятся на публику, создавая иллюзию большей распространенности.
Итог: Однозначно утверждать, что в одной из этих сред зависимых объективно больше, нельзя. И там, и там есть мощные факторы риска, но разного происхождения. Заболеваемость зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей человека, доступности веществ и принятых норм в конкретном коллективе или субкультуре, а не от профессии как таковой.